Перейти к содержимому

Доступная среда

Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Прохождение ПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Общие сведения.

 

Здания (помещения) и участок МБ ДОУ детского сада № 8, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования
Общая площадь территории МБ ДОУ детского сада № 8 10303  кв. м.
Застроенная площадь 1690 кв.м.
Музыкальный зал 120 кв. м.
Спортивный зал 60 кв.м.
Спортивная площадка 140 кв. м.

Здание снабжено системой центрального отопления, водопроводом. Все эксплуатационное оборудование ДОУ находится в исправном, рабочем состоянии.

За каждой возрастной группой закреплена прогулочная площадка, на которой проводятся прогулки, наблюдения, игровая, двигательная, трудовая, самостоятельная деятельности и др.. Оборудована спортивная площадка. Во всех возрастных группах в достаточном количестве выносное оборудование для развития двигательной активности детей, проведения разнообразных  игр на участках в разное время года. Организация среды на территории детского сада обеспечивает познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие дошкольников.

В ДОУ создана современная развивающая предметно-пространственная среда,  обеспечивающая максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, групп, участков, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья.

        Развивающая предметно-пространственная  среда  построена  с учетом следующих  принципов:

  1. насыщенность;
  2. трансформируемость;
  3. полифункциональность;
  4. вариативной;
  5. доступность;
  6. безопасность.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые  обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

        Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
        Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные  составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные  в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
       Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.
Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует  игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
       Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
       Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

 

Специально оборудованные учебные кабинеты

В  МБ ДОУ детском саду № 8  имеются функциональные помещения для обеспечения образовательной деятельности:

  • групповые комнаты, спальные комнаты по возрастам — 13 групп
  • кабинет заведующей, методический кабинет, канцелярия
  • кабинет музыкальных  руководителей, логопедические кабинеты- 3шт. ,
  • кабинет психолога -1
  • сенсорная комната -1
  • мини-музей
  • медицинский кабинет: приёмная, изолятор, процедурный кабинет.
  • спортивный зал, оснащенный разным оборудованием для двигательной и игровой активности, и спортивным инвентарем;
  • спортивная площадка;
  • музыкальный зал;
  • прачечная, пищеблок, кладовая.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Практические занятия проходят во всех возрастных группах, музыкальных и физкультурных залах, кабинетах специалистов: учителя - логопеда, педагога - психолога.

 

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Методическая литература, учебная, детская художественная литература находится в методическом кабинете и группах ДОО.

Фонд учебной литературы соответствует Програмным требованиям.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для удовлетворения естественной потребности детей в движении взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения, так и на внешней территории  , подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

 Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
 
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.
 
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
 — Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
— Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
— Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
 

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
 
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
 
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
 
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
 В ДОУ функционируют  3 группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, оборудованные специальным   средствами обучения.

Группы оснащены достаточным количеством наглядного материала и мультимедийной аппаратурой (проектор, компьютер и телевизором).

Интерактивные технические средства обучения:

  • дидактические пособия, построенные на полисенсорной основе и использующие необходимые для детей с ТНР возможности зрительной и слуховой наглядности, а также пробуждающие познавательный интерес ребенка;
  • обучающие компьютерные игры, используемые ребенком под руководством специалиста для отработки формируемых умений и навыков, а также для требуемого детям с ТНР мотивированного многократного повторения материала в разных вариациях; 
  • специализированный логопедический инструментарий предназначенный для коррекции речевых нарушений. 

Обеспечение доступа в здание ДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Организация доступности объекта социальной инфраструктуры (далее — ОСИ) для инвалидов – форма обслуживания


п/п
Категория инвалидов
(вид нарушения)
Вариант организации доступности ОСИ (формы обслуживания) *
1. Все категории инвалидов
в том числе инвалиды:
 
2. Передвигающиеся на креслах — колясках ВДН
3. С нарушениями опорно – двигательного аппарата ДУ
4. С нарушениями зрения ДУ
5. С нарушениями слуха ДУ
6. С нарушениями умственного развития ДУ

  * —  указывается один из вариантов: «А», «Б», «ДУ», «ВНД»:
А – доступны все структурно-функциональные зоны ОСИ;
Б – в уровне первого этажа организованно место обслуживания инвалидов;
ДУ – доступен условно, то есть организовано дистанционное обслуживание, помощь персонала и т.д.;
ВНД – временно недоступен.

В ДОУ разработан паспорт доступности  учреждения ОСИ с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами:  педагог-психолог, социальный педагог,   медицинская сестра

Состояние доступности основных структурно-функциональных зон


п/п
Основные структурно-функциональные зоны Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов **
1. Территория, прилегающая к зданию (участок) ДП – И (Г)
2. Вход (входы) в здание ДЧ – И (Г, У)
3. Путь (пути) движения внутри здания (в том числе пути эвакуации) ДЧ – И (Г, О, У)
4. Зона целевого назначения здания (целевого посещения ОСИ) ДЧ – И (Г, О, У)
5. Санитарно-гигиенические помещения ДЧ – И (Г, У)
6. Система информации и связи (на всех зонах) ДЧ – И (Г, О, У, К)
7. Пути движения к ОСИ (от остановки транспорта) ДЧ – И (Г, О, У, С)

 ** ДП-В – доступно полностью всем; ДП-И (К, О, С, Г, У) — доступно полностью избирательно (указать категории инвалидов); ДЧ-В – доступно частично всем; ДЧ-И (К, О, С, Г, У) – доступно частично избирательно (указать категории инвалидов); ДУ – доступно условно; ВНД – временно недоступно.

 

Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса МБ ДОУ детского сада № 8:

  • гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
  • создаёт условия для позитивной социализации, индивидуализации, поддержки детской инициативы и творчества детей с ОВЗ;
  • способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  • создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

 

 Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Медицинское обслуживание воспитанников и работников в Учреждении обеспечивается штатным медицинским персоналом в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере здравоохранения.
С целью охраны здоровья детей в ДОУ разработан план взаимодействия с БУЗ Орловской области «Детская поликлиника № 3», направленный на реализацию комплекса медицинских оздоровительных и профилактических мероприятий.
В ДОУ имеется медицинский блок, включающий в себя медицинский кабинет, изолятор, процедурный кабинет.
Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
• проведение профилактических осмотров;
• мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
• осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
• обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
• осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
• осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от   28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП  2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи). Каждая группа имеет отдельную прогулочную площадку.
В Учреждении имеются физкультурный зал, спортивная площадка с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в основную образовательную программу дошкольного образования МБ ДОУ детского сада № 8.
Согласно Постановлениею Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от   28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП  2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи в ДОУ разработан учебный план.
Важной составляющей охраны здоровья детей является профилактика детского травматизма.
В ДОУ созданы условия по предупреждению детского травматизма.
В помещениях ДОУ:
-Вся мебель соответствует росту детей, оборудование надежно закреплено и не имеет острых углов.
-Батареи отопления ограждены деревянными щитами;
— Все выходы и входы из здания освещены;
— Для хранения дезинфицирующих и моющих средств специальные шкафы, на которых имеются замки, к ним нет доступа детей.
— Вдоль всех лестниц имеются перила в соответствии роста детей;
— В каждой группе для персонала имеются памятки о профилактике травматизма.
Психологическое сопровождение обучающихся ДОУ осуществляет педагог – психолог в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями), используя групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы. С детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляет систематическую коррекционно-развивающую работу в соответствии с заключениями МБУ «ГОЦППМСП» г. Орла.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В свободном доступе для детей в ДОО компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления  имеются ноутбуки, проекторы, принтеры. 

Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет. Имеется электронная почта, сайт в сети Интернет.

На официальном сайте ДОУ имеется версия для слабовидящих.

Для осуществления образовательной деятельности по реализации адаптированных образовательных программ  для детей с ограниченными возможностями здоровья имеются:   ноутбуки,  проекторы, экран.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Эти ссылки на информационно-образовательные ресурсы могут быть Вам полезны:

< Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации 
< Федеральный портал «Российское образование» 
< Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
< Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
< Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
< Орловский институт усовершенствования учителей

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов — http://school-collection.edu.ru

федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — http://fcior.edu.ru.

 http://www.sch2000.ru/ploshchadki/fip.php сайт инновационного проекта «Механизмы внедрения системно-деятельностного подхода с позиций непрерывности образования (ДО – НОО – ООО)» федеральной инновационной площадки НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики» под научным руководством д.п.н., профессора Л.Г.Петерсон
http://bus.gov.ru общероссийский официальный сайт в сети Интернет для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
http://школа-всем.рф/уровневая система автоматизации образовательного процесса Орловской области
http://www.e-mcfr.ru  электронная система «Образование» (ЭСО)

Электронные образовательные ресурсы

            Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы:

 http://www.standart.edu.ru/ — ФГОС — нормативная база, повышение квалификации

http://www.edu.ru/ — Российское образование

http://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm — Всё для детского сада

http://detsad-kitty.ru/ — ДетСад – стихи для детей и взрослых

http://www.detskiysad.ru/ — Детский сад. ру — познавательные статьи

http://1september.ru/ — 1 Сентября

http://pedlib.ru/ — Педагогическая библиотека

http://dob.1september.ru/ — журнал «Дошкольное образование»

http://vospitatel.com.ua/ — сайт «Воспитатель»

http://allforchildren.ru/ — Всё для детей

http://www.schoolforbaby.ru/ — загадки, сценарии, праздники

http://playroom.com.ru/ — материалы для организации детского досуга

http://www.solnet.ee/ — портал «Солнышко»

http://www.i-gnom.ru/ — «Гномик» — информация о познавательном развитии дошкольника

http://viki.rdf.ru/ — Детские электронные презентации и книги

http://sibmama.ru/ — Презентации для детей

http://tmntpk.ucoz.ru/ — Презентации для дошкольников

http://900igr.net/ — игры и презентации для детей 

БУ ОО ДПО «Институт развития образования»  - Режим доступа  http://оиро.рф/

Реестр основных общеобразовательных программ – Режим доступа: https://fgosreestr.ru