Опрос

Ваш ребенок любит ходить в детский сад?

Смотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Случайное фото

postheadericon Основная образовательная программа дошкольного образования МБ ДОУ детского сада № 8

 

 Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 8

 Основная образовательная программа МБ  ДОУ детского сада №8   охватывает возраст детей от 2 до 7- 8 лет,  в том числе,  категорию детей с общим недоразвитием речи от 5 до 7- 8 лет.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на:

  • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Строится основная образовательная программа с учётом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрено решением федерального УМО по общему образованию, протокол № 2/15 от 20 мая 2015 г.), примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез 2014 год.; примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб, 2014.

Программа включает обязательную часть (60 %) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (ЧФУОО) – 40%. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Срок реализации Программы -5 лет.

Обучение ведётся на русском языке.

В программе выделено 3 раздела: целевой, содержательный и организационный

  • Целевой раздел определяет цели и задачи программы, принципы и подходы к формированию программы, возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста, а также целевые ориентиры уровня дошкольного образования и технологию педагогической диагностики индивидуального развития детей.

Возрастные и индивидуальные особенности детей

  • Возрастные особенности развития детей 2—3 лет

На третьем году жизни дети активно овладевают действиями с предметами. Совместная со взрослыми предметная деятельность способствует развитию у детей понимания речи. Дети начинают понимать не только словесную просьбу или инструкцию, но и рассказ взрослого. Ребенок использует в речи простые предложения. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Значительно развивается фонематический слух. Для детей этого возраста характерна импульсивность, поведение их зависит от ситуации. Ранний возраст завершается кризисом трех лет, который сопровождается рядом отрицательных проявлений: упрямством, нарушением общения со взрослым, эмоциональной не-устойчивостью и др. У детей появляется чувство гордости и стыда.

  • Возрастные особенности развития детей 3—4 лет

На четвертом году жизни основное значение в развитии дошкольников приобретает игра. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игр просты. Конфликты между детьми преимущественно возникают по поводу игрушек.

В этом возрасте дети любят лепить, им доступны простейшие виды аппликации.

К концу младшего дошкольного возраста дети могут делить предметы на группы по величине, запоминать значительные отрывки из любимых произведений, устанавливать несложные причинно-следственные связи.

Начинает развиваться самооценка, которая в значительной степени зависит от оценки взрослого. Продолжает развиваться осознание своей половой принадлежности. Это проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. Дети данного возраста требуют уважения к себе, своим намерениям и воле. Их упрямство имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть.

  • Возрастные особенности развития детей 4—5 лет

Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «Почему?». Ему ста-новятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. На пятом году жизни речь ребенка в основном уже сформирована как средство общения и становится средством выражения его мыслей и рассуждения. В среднем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра усложняется. Дети могут менять роли в процессе игры, начинают отличать игровые и реальные взаимодействия. Сверстник становится интересен как партнер по играм. Значительное развитие получает изобразительная деятельность: дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Усложняется конструирование: постройки могут включать 5—6 деталей. Развиваются ловкость, координация движений. Услож­няются игры с мячом.

Восприятие детей становится более развитым: они могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Начинает склады­ваться произвольное запоминание: дети помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение. Увеличивается устойчивость внима­ния. Ребенок может сосредоточиться на деятельности на 15—20 мин. Развивается познавательный мотив: информация, которую ребенок получает в ходе общения со взрослым, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них чрезвычайно важна похвала. Появляется повышенная обидчивость на замечания. В отношениях со сверстниками дети могут проявлять избиратель­ность: предпочтение одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры

  • Возрастные особенности развития детей 5—6 лет

В возрасте 5—6 лет в развитии ребенка происходит большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим по­ведением, а также процессами внимания и запоминания. Теперь ребенок уже может пытаться сосредоточиваться и запоминать. Речь становится более связной. Развитие голосового аппарата позволяет ребенку правильно произносить все звуки родного языка. Развитие речи, произвольности поведения, интеллектуальное и личностное развитие позволяют самостоятельно, без помощи взрослого нала­живать и осуществлять совместную игру. Роли и действия детей в сюжетно-ролевой игре становятся разнообразными.

Дети уже могут распределять роли до начала игры. Развивается изобразительная деятельность: рисунки приобретают сюжетный ха­рактер, изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принад­лежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Кон­структивная деятельность может осуществляться на основе схемы. Детям этого возраста полезно предлагать задания на воспроизведение образца по словесной инструкции.

В сюжетно-ролевых играх, дети 7-го года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Дети обращают внимание на поведение партнеров по игре, могут давать оценку относительно исполнения роли тем или иным участникам игры. Рисунки детей обретают более детализированный характер. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, бале­рин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным: появляются пальцы на руках, глаза, рот, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Свободные постройки из конструктора становятся симметрич­ными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Данный вид деятельности для детей важен: способствует развитию пространственных представ­лений. Продолжает развиваться воображение. Но часто отмечается снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Одной из причин этого являются средства массовой информации, которые приводят к стереотипности дет­ских образов. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произ­вольного сосредоточения достигает 30 мин. У детей продолжает развиваться речь: расширяется словарь, активное употребление обобщающих существительных, синонимов, антонимов, прила­гательных и т.д.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

— ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

-ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

— у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

-ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

— ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

-ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

— ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

  1. Содержательный раздел описывает образовательную деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, описание методов и средств реализации программы, описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей, а так же раскрывает систему работы по взаимодействию педагогического коллектива с семьями воспитанников. Определяет общее содержание основной образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, и раскрывает задачи.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в пяти образовательных областях (обязательная часть):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно ‑ эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

 

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщемдоме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Образовательная программа дошкольного образования МБ ДОУ №29 включает Программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 5 до 7 лет.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом  дошкольного образования направлено на овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка) и т.д

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений:

 

Разработанная программа  предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Орловской области.

Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач:

  • приобщение к истории возникновения родного города (села, поселка); знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими Орловский край.
  • формирование представлений о достопримечательностях родного города (района); его государственных символах.
  • воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.
  • формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном городе (районе; селе)
  • формирование представлений о животном и растительном мире родного края; о Красной книге Орловской области.
  • ознакомление с картой Орловской области (своего города, поселка);

 

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

(часть, формируемая участниками образовательных отношений).

 

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений включает в себя парциальные программы:

  • О.Л. Князева Парциальная программа социально-эмоционального развития «Я, ты, мы». М.: «Дрофа».1999;
  • Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б.. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». СПб.: Детство – Пресс, 2005;
  • С.Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог» (3-7 лет). М. Мозаика-Синтез, 2014.
  • Тематический модуль «Ознакомление с Орловским краем».

 

  1. О.Л. Князева Парциальная программа социально-эмоционального развития «Я, ты, мы». М.: «Дрофа».1999:

— развитие у детей осознания своих характерных особенностей и предпочтений, уникальности и неповторимости своих возможностей;

— учить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства, переживания, а так же понимать эмоциональное состояние других людей.

— учить детей этическим ценным формам и способам поведения в отношении с другими людьми.

 

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б.. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». СПб.: Детство – Пресс, 2005:

— формировать у детей навыки разумного поведения детей в различных жизненных ситуациях;

— учить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома, на улице, в транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными, ядовитыми растениями;

— формировать предпосылки экологического сознания;

— приобщать к здоровому образу жизни.

 

  1. С.Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог» (3-7 лет). М. Мозаика-Синтез, 2014.

Цель программы «Юный эколог» – формирование предпосылок основ экологической культуры детей дошкольного возраста.
Задачи программы:

  • формировать интерес к изучению природы родного края;
  • воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
  • углублять уже имеющихся знаний о родном крае;
  • изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
  • формировать представления о природных сообществах области;

формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

  1. Тематический модуль «Знакомство с Орловским краем»:

— воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам;

-использовать знания о родном крае в игровой  деятельности;

— вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Орловщины, стремление сохранять национальные ценности;

— приобщать детей к истории Орловского края. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой;

— развивать  речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Орловского края;

— приобщать детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Орловского края;

—  формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности;

— знакомить с  традиционными играми и забавами Орловского края.

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, режим дня, особенности традиционных событий и мероприятий, проводимых в ДОУ, а также особенности и принципы построения развивающей предметно-пространственной среды.

 

Основная образовательная программа дошкольного образования МБ ДОУ детского сада №8